Интервью. - Владимир Аркадьевич, в последнее время на телеэкранах появилось много российских сериалов. Сегодня немалое число зрителей отдает предпочтение именно им, а не набившим оскомину американским "малобюджетным" фильмам. "Есенин", "Московская Сага", "Александровский сад", "Казароза" - эти фильмы просто язык не поворачивается назвать "мыльными операми". В чем, по вашему мнению, секрет такого "расцвета" российских сериалов? Что делает их успешными? - Количество желающих готовить гамбургеры (а сериалы - это типичный фаст-фуд, исключения в виде западных "Скорой помощи" и "Твин Пикса" только подтверждают это правило) и необходимость совершенствоваться в условиях жесткой конкурентной борьбы выдало на гора и качество. Гамбургеров стало много в России за последние годы произведено более шестисот сериалов!), и они стали вполне съедобны. Во-вторых: серьезный творческий потенциал российских киношников - продюсеров, режиссеров, сценаристов, актеров - всегда был высок, а теперь, в ситуации высокой востребованности, вырос прямо на глазах. Появляется много новых имен, которые неожиданно и ярко заявляют о себе. И третье: рост российского рекламного рынка, который развивается параллельно с бурным развитием российского бизнеса, также подвигает на создание новых экранных пространств и возможностей для своего размещения. Я с пониманием отношусь к сериалам, поскольку они не дали умереть с голоду целой армии наших киношников. Сотни вычеркнутых из жизни профессионалов вернулись в строй: гримёры, осветители, пиротехники - люди штучных профессий, которым учат только в процессе самого кинопроизводства. - В современном кино (и не только американском) сегодня наблюдается явная тяга к мистике. Только за последнее время - "Ночной дозор", "Мастер и Маргарита", "Девять неизвестных"… Откуда такой повышенный интерес к сверхъестественным вещам? - Началу каждого нового века всегда соответствовал повышенный интерес к мистицизму, и XXI век, видимо, не исключение. Причина этого, видимо, кроется в некой всеобщей усталости, разочаровании, в исчерпанности попыток найти опору и утешение в обыденном, реальном, земном. Человек не может без надежды, и, в конце концов, не так важно, где он её находит. Самое главное и дорогое, что мне приходилось слышать в адрес сериала "Девять неизвестных" - это то, что он помог обрести веру в Бога… Мистика для меня вовсе не является синонимом чего-то сверхъестественного. Просто то, что нам сегодня кажется мистическим, еще не нашло своего вполне материалистического объяснения. Как радиоволны Попова, которые когда-то казались чем-то сверхъестественным, а теперь их природа ясна каждому школьнику. В Писании сказано: есть мир видимый, а есть - невидимый. Да, радиоволн мы не видим. Но это же не значит, что их не существует? Так и со всем остальным… После выхода "Неизвестных" нам на студию присылали сценарии, в которых люди превращались в птиц и парили в небесах. Но наш сериал - не сказка, в нем содержится некая подлинная правда о человеке. Смею надеяться, что именно в этом секрет его успеха. - Вы потрясающе убедительно сыграли черного мага Артура - Левиафана. Расскажите - как Вам это удалось? Кто Вас консультировал? Приглашали во время съемок каких-то магов для консультаций или Вы и другие артисты раскрыли роли самостоятельно? - Я и не пытался играть мага, в мои намерения входило сыграть человека, озабоченного особым кругом не вполне типичных, но все же вполне земных проблем. Артур отличается от нас с вами только теми опять же не вполне стандартными способностями, которые в зачатке своем свойственны если не каждому, то очень многим. А когда имеешь дело с человеком, сразу находятся ответы на многие вопросы, потому что "маг" страдает, как все, например, оттого, что его предал любимый брат. Поэтому консультантов не было. Да и где их взять? Был, как вы знаете, описан в нашей литературе "консультант с копытом". Но встретиться с ним невозможно, если он сам этого не пожелает… - Расскажите немного о творческой группе этого фильма. Как проходили съемки? Не было ли каких-то "мистических" происшествий? Ведь "темные" силы не любят, когда вторгаются в их сферу… - "Девять неизвестных" - это экранизация книги писателя Виктора Брагина. В главных ролях снимались известные актеры Валентин Гафт, Егор Бероев, Анна Дубровская, и Ваш покорный слуга… Сюжет фильма захватывающий, но боюсь разочаровать - ничего мистического во время съемок не происходило. Все было, как всегда. Съемочный процесс вообще вещь малопривлекательная и со стороны довольно нудная. Ждешь, когда выставят камеру, свет, пока отрепетируют сцену. Сплошное ожидание, в котором самое трудное - не потерять, не расплескать в себе что-то очень важное. - Хотели бы сняться еще раз в мистическом сериале? Есть какие-то подобные предложения? - Все зависит от конкретной истории, которая может оказаться интересной, а может - совсем даже наоборот. Дело не в мистике, а в том, насколько в сюжете экстремально и необычно представлены человеческие судьбы. Можно согласиться сыграть кого угодно, даже какого-нибудь таракана, если эту историю небанально и ярко напишет, предположим, Кафка. - Верите ли Вы сами в "черных магов" и подобную всякую всячину? Приходилось ли сталкиваться с ними в жизни? - Мне довольно часто приходится встречаться с "белыми" магами - это мои знакомые и друзья, которых весьма приблизительно называют целителями. Мне доводилось быть свидетелем того, как они необычайно талантливо и щедро творили добро, помогая больным и несчастным людям. Из чего вполне логично заключить, что существует и категория людей, столь же интенсивно приносящих в этот мир зло. Но я их никогда не видел и, по правде говоря, знаться с ними не испытываю ни малейшего желания… - Как вы считаете - есть судьба, фатум? Было ли Вам на роду написано стать актером, ведь Вы хотели стать им с малых лет? Или все дело в настойчивости человека, его трудолюбии и других объяснимых вещах? - Как говорится, Бог-то Бог, да не будь сам плох. Конечно, есть и судьба, и рок, и для каждого отдельно взятого человека эти категории более или менее фатальны… Но я верю в способность человека в огромной степени управлять своей судьбой, распоряжаться своей жизнью рачительно и умно, воспитать в себе нечто достойное уважения. Главное - чего-то очень хотеть и страстно этого добиваться. Просить Всевышнего о помощи эмоционально и внятно - тоже очень важно. Хотя можно лежать пьяненьким и несчастным, бормоча: мол, карма такая… Не знаю, осуществил ли я вложенный в меня свыше замысел, став актером. Зато твердо знаю, что очень этого поприща хотел - и по сей день с той же силой хочу. - А как все это началось? - Я родился в маленьком сибирском городке Павлодар, куда однажды приехал цирк-шапито. На пустыре недалеко от моего дома вдруг заиграл оркестр, каждый вечер шли представления. И я сошёл с ума... Для современных детей, погруженных в компьютеры, это прозвучит смешно, но для меня тогда всё это сверкание, гром и праздник были шоком. Я перестал ходить в школу и пропадал возле цирка с утра до ночи. Был на побегушках у артистов, помогал униформистам, а в награду за это каждый вечер сидел на представлении и умирал от счастья. Ясно было одно: я должен быть там, быть среди них равным... Когда цирк уехал, я сел на поезд и поехал в Свердловск - в цирковую школу учиться на клоуна. До Свердловска не доехал - меня сняли с поезда, привезли домой и выпороли. На этом закончилась моя цирковая карьера. Но началась другая, потому что вскоре я впервые попал в местный драматический театр. Потом поступил в студию при театре: и пошло, поехало! - Вы родились в Сибири, учились в Казахстане, работали в Питере и Москве - откуда такая география? - А теперь работаю в России, Казахстане и Японии. А отдыхаю на Мальорке, Канарах или Маврикии… Такая география возникает из того, что человек вообще-то - гражданин Земли и, несмотря на наличие так называемых корней, должен перемещаться по ней по собственному желанию и (или) прихоти судьбы. И нет ничего интереснее этого процесса - путешествия… - Расскажите, над чем Вы работаете, кроме сценариев? Пишете что-нибудь, стихи или прозу? - Отношение к литературе у меня особое с самого детства - юные годы я провёл в безнадёжном, запойном чтении. Читал ночью с фонариком под одеялом, читал, шагая по улице и натыкаясь на прохожих, в транспорте, на школьных уроках - везде и всегда. Жил в параллельном мире. И, естественно, бредил прочитанным. Оно крутилось в моём воображении, как кинолента, и всех героев этого, как сейчас бы сказали, виртуального мира - от графов и рыцарей до воров и убийц - воплощал я сам. Стихов не пишу с юношества. А прозу сочиняю. Надеюсь в скором времени закончить роман о том, что неплохо знаю: как живется человеку на стихиях театра, телевидения и кино. Роман, в центре повествования которого - актриса, мощный, яркий, незаурядный человек. - Трудно ли интеллектуальному актеру в наш век боевиков и крутых разборок? - Легче легкого - просто берешь и побеждаешь всех мощью своего интеллекта… А если серьезно, в этот самый век нелегко всем - даже основным персонажам этих самых разборок. Именно их век так недолог, незавидна жизнь и судьба. Сейчас, когда любимым героем населения стал новый русский, иметь "мягкое, интеллигентное лицо" невыгодно - огромный пласт ролей уплывает в чужие руки. Но если с меня снять очки, из этого лица можно много чего слепить - от злодея до простака и даже комика. Но вот беда - мало кто из режиссёров хочет экспериментировать. Хотя в "Девяти неизвестных" я все-таки сыграл "черного мага"… - Как Вам удалось сняться в таком огромном количестве фильмов, я их насчитала около 60? - Так ведь и лет мне уже немало. А 60 фильмов - это еще не так много. - Какие роли были самыми значимыми и интересными для Вас? - В театре - Треплев в "Чайке" Чехова, Эбин в "Любови под вязами" О, Нила и Кюрман в "Биографии" Фриша. В кино - роли в фильмах "Пятый ангел" и "Рэкет". - С кем из режиссеров и актеров любите сниматься? - Не знаю большего счастья, чем работать с талантливыми профессионалами. И нет худшего наказания, чем соседство на съемочной площадке с дилетантами. Мне везло на режиссёров и партнёров: работал с Георгием Александровичем Товстоноговым и с Петром Наумовичем Фоменко, выходил на одну сцену с А. Фрейндлих, В. Стржельчиком, О. Басилашвили, З. Шарко, Л. Макаровой и многими другими прекрасными актерами. - Как сейчас живется актерам в России - наступили уже лучшие времена после страшного периода, когда фильмы почти не снимались? Ходит ли публика в театры? - Актерам в России живется по-разному: одним очень хорошо, (их немного), другим неплохо, (их побольше), третьим - очень неважно (этих подавляющее большинство, поскольку живут они в глубинке, в кино не снимаются и перебиваются с хлеба на квас). Но у всех на свете актеров есть одно замечательное свойство - как говорится, за те же деньги они страстно мечтают работать всё больше и больше. Как говорил Эфрос: "Странные люди - актеры… и люди ли они?"